Конституционный Суд Российской Федерации 12 апреля 2016 года вынес постановление № 11-П «По делу о проверке конституционности статей 32, 34.2 и 217 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и подпункта 5.1.1 Положения о Федеральной налоговой службе в связи с запросом Ленинградского окружного военного суда».
Проверена конституционность норм, закрепляющих перечень доходов, не облагаемых налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ).
В числе таких доходов упомянуты государственные пособия (за отдельными исключениями), выплаты и компенсации, предусмотренные законодательством.
Также отдельно выделен круг компенсационных выплат, связанных с трудовой или служебной деятельностью, а также с возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью работника (госслужащего).
Применение этих положений на практике продемонстрировало их неопределенность.
Как указал заявитель, обратившийся в Конституционный суд, нормы не позволяют однозначно ответить на вопрос о том, облагаются или нет таким налогом определенные суммы — ежемесячные выплаты, установленные для ветеранов боевых действий.
В частности, Федеральная налоговая служба России и Пенсионный Фонд России придерживаются противоположных точек зрения.
Конституционный Суд Российской Федерации счел такую ситуацию недопустимой. Нормы признаны неконституционными в той мере, в какой они позволяют облагать налогом подобные выплаты.
Как пояснил Конституционный Суд Российской Федерации, положения Конституции Российской Федерации не указывают конкретные способы и объем социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан.
Регламентация этих вопросов — прерогатива законодателя. При этом он должен основывать свои решения на принципах равенства и справедливости.
Так, в Законе о ветеранах выделена отдельная их категория — ветераны боевых действий. Для них предусмотрены различные меры социальной поддержки. Ежемесячная выплата является одной из таких мер.
По способу финансирования и по своему предназначению данная выплата не может рассматриваться как принципиально отличающаяся от иных мер социальной поддержки таких лиц.
Между тем применение оспариваемых норм приводит к тому, что упомянутые ветераны, получающие подобную выплату, ставятся в различное положение в зависимости от того, получают они ее в полном объеме в денежной форме или направляют часть ее суммы на финансирование предоставления им социальных услуг, а также от того, продолжают они военную или государственную службу иного вида или переходят на пенсию.
Тем самым устанавливается различный правовой режим налогообложения для одной и той же выплаты в зависимости от формальных, не связанных с ее правовой природой критериев. Этим нарушается принцип равенства лиц, относящихся к одной категории.
В связи с этим законодатель должен внести необходимые поправки. До внесения необходимых изменений действующие нормы не могут служить основанием для обложения НДФЛ ежемесячной выплаты, установленной для ветеранов боевых действий.
Ст. пом. прокурора Моор Ю.Н.
23 сентября 2020 | Кемеровская межрайонная прокуратура по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли