Частью 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации закреплен исчерпывающий перечень видов предпринимательской деятельности, при которой могут осуществляться наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя товарного чека.
Такой вид деятельности, как предоставление услуг по приему платежей от населения по оплате услуг сотовой связи через платежные терминалы части 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен, следовательно, при осуществлении данной деятельности необходимо применение контрольно-кассовой техники.
В силу пункта 12 статьи 4 Федерального закона от 03 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:
1) предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона;
2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
3) прием денежных средств, вносимых плательщиками;
4) печать кассовых чеков и их выдачу (направление) плательщикам после приема внесенных денежных средств.
Уловки платежных агентов в виде «закончилась кассовая лента» или «чек временно не может быть выдан по техническим причинам» незаконны.
Проверки наличия контрольно-кассовой техники осуществляют налоговые органы. Кроме того, проверки нарушений прав потребителя подведомственны органам Роспотребнадзора.
Старший помощник Кемеровского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли Моор Ю.Н.